Доступная среда
Федеральные нормативные акты об обучении детей с ОВЗ:
Методические рекомендации по проведению в организации отдыха детей и их оздоровления инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:/metodicheskie_rekomendacii_po_provedeniju_inkljuzi.pdf
Методические рекомендации по разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристко-краеведческой направленности для детей с ограниченными возможностями и детей - инвалидов:/metodicheskie_rekomendacii_po_razrabotke_adaptirov.pdf
Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, /1078.pdf, /1078-1.pdf
Приказ Минобразования РФ Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ: /pr_MO_RF_19122014_1598.rar
Приказ Минобразования РФ Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /prikaz_mo_rf_1599_ot_19.12.2014.rar
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: /invalidy-dok.doc
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»: /Pismo_MOiN-1.doc
Письмо Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме(ПМПК) образовательного учреждения»: /ministerstvo-obrazovanija-rossijskoj-federacii.doc
Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 «О Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)»: /pismo-minobrazovanija-rf-ot-16.doc
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ Подтелковской № 21 ООШ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
- расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
Региональные нормативные акты об обучении детей с ОВЗ:
Приказ Минобразования Ростовской области Об утверждении Положения об организации дистанционного образования детей-инвалидов, реализуемого подведомственными минобразованию Ростовской области учреждениями: /25.11.2010distancionnoe_obrazovanie_detej-invalido.doc,
Приказ Минобразования Ростовской области Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): /prikaz429_MO_RO.pdf
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 27.06.2014 № 439 "Об организации работы по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов": /prikaz-439-ot-27.06.2014-dostupnaja-sreda-1_copy.pdf
Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 25.09.2013 г. № 585 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда»: /postanovlenie-585-ob-utverzhdenii-gosudarstvennoj-.doc
Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 21/12/2017 г. N 7 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»: /postanovlenie_7.pdf
Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья: /metodicheskie-rekomendacii20.doc
Справочная информация минобразования Ростовской области о ресурсах получения профессионального обучения, созданных в коррекционных школах Ростовской области: /19-03-2020_13-08-45.zip
Документы ОУ:
В общеобразовательной организации МБОУ Подтелковской № 21 ООШ созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- созданы условия для беспрепятственного входа в школу.
Паспорт доступности объекта и предоставляемых услуг /pasport_dostupnosti.pdf
План мероприятий ("дорожная карта") МБОУ Подтелковской №21 ООШ по повышению показателей доступности для инвалидов и других маломобильных групп граждан к объекту и предоставляемых на нём услуг /plan_dorozhnaja_karta.pdf
Таблица повышения значений показателей доступности /tablica.pdf
Перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности /perechen_meroprijatij.pdf
ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.
Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/. Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2021 года.
КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРОВАНО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
С 01 сентября 2016 года реализация права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (Приказ Минобрнауки России № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Минобрнауки России № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие обучение детей с ОВЗ:
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (прот.1);
-Конвенция ООН о правах инвалидов, статья 24: обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и в течении всей жизни человека (ратификация РФ, 2012);
-Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (1994 г.); -Закон РФ Об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 n 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
-Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082;
-Приказ минобразования области от 09.07.2014 № 464 «Об утверждении Порядка работы областной психолого-медико-педагогической комиссии Ростовской области»;
-Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы»;
-Приказ Минобрнауки России № 1599 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Приказ Минобрнауки России № 1598 от 19 декабря 2014 года; «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2013 года № 723 «Об организации работы ФГУ МСЭ с ПМПК»; -Требования к оформлению заключения ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082);
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»;
-Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов»;
-Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 № ВК-1092\07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов - интернатов.